Турист Маргарита Кушниренко (Margaritka)
Маргарита Кушниренко — была 2 января 2022 2:10
сейчас в Москве
Фотоальбом

Кострома.Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский Монастырь не может оставить равнодушным никого. Это образец русских монастырей. Всё в нём благолепно от территории до внутренних росписей.

Большое впечатление оставил церковный музей, о котором есть отдельный отзыв

Подробно интереснейшую и богатейшую историю монастыря можно прочитать здесь

В этом альбоме мои впечатления от посещения Ипатьевского монастыря на закате дня.

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель. 
Священномученик Ипатий, имя которого носит монастырь, жил на рубеже III – VI веков, был епископом города Гангра. Он был не очень широко известен на Руси, но Божий промысел судил Ипатию память и славу в далекой от его родины стороне.
Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель. Священномученик Ипатий, имя которого носит монастырь, жил на рубеже III – VI веков, был епископом города Гангра. Он был не очень широко известен на Руси, но Божий промысел судил Ипатию память и славу в далекой от его родины стороне.
Кто-то удивится, узнав, что в создании славного русского монастыря принимал участие знатный татарин, каковым был Чет. Таких фактов, действительно, не так много в истории Руси, но следует помнить, что взаимоотношения азиатских кочевников и русичей, выяснявших отношения в течение нескольких столетий, были намного сложнее и разнообразнее, чем о них говорят сухие строки учебников истории. Наша земля обустраивалась всеми, кто здесь жил, кто не чувствовал себя временщиком и чужестранцем, кто был созидателем по своему духу. Таков был и мурза Чет. Справедливости ради отметим, что выдвигались и другие версии, касающиеся времени появления обители. Академик С. Б. Веселовский относил время её основания к концу XIII века.
Кто-то удивится, узнав, что в создании славного русского монастыря принимал участие знатный татарин, каковым был Чет. Таких фактов, действительно, не так много в истории Руси, но следует помнить, что взаимоотношения азиатских кочевников и русичей, выяснявших отношения в течение нескольких столетий, были намного сложнее и разнообразнее, чем о них говорят сухие строки учебников истории. Наша земля обустраивалась всеми, кто здесь жил, кто не чувствовал себя временщиком и чужестранцем, кто был созидателем по своему духу. Таков был и мурза Чет. Справедливости ради отметим, что выдвигались и другие версии, касающиеся времени появления обители. Академик С. Б. Веселовский относил время её основания к концу XIII века.
Современные историки полагают, что обитель возникла ещё раньше – примерно в середине XIII века. Возможно, её основали новгородцы, почитавшие священномученика Ипатия как покровителя посадников своего города. Однако большая роль мурзы Чета в становлении Ипатьевского монастыря не подлежит сомнению.
Современные историки полагают, что обитель возникла ещё раньше – примерно в середине XIII века. Возможно, её основали новгородцы, почитавшие священномученика Ипатия как покровителя посадников своего города. Однако большая роль мурзы Чета в становлении Ипатьевского монастыря не подлежит сомнению.
Троицкий собор,  Церковь Рождества Пресвятой Богородицы через арку главных воторт. Они же называются ещё - Северные  и Екатерининские ворота.
Троицкий собор, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы через арку главных воторт. Они же называются ещё - Северные и Екатерининские ворота.
Наиболее древняя часть территории Ипатьевского монастыря, первоначальное место его основания. Старый город в плане имеет форму неправильного пятиугольника с протяженностью стен 518 метров. В 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых старая дубовая ограда была заменена каменной с толщиной стен до 1,5 метров и высотой – 6-7 метров, укрепленной пятью башнями – четырьмя по углам и одной надвратной.. После Смутного времени, при царе Михаиле Федоровиче артелью московского городового мастера Ивана Неверова монастырские стены и башни были усилены и надстроены в высоту до 11 метров.
Стены имеют два яруса небольших щелевидных бойниц и варовые щели, по верху стен проходит галерея боевого хода, соединяющая монастырские башни между собой.
Наиболее древняя часть территории Ипатьевского монастыря, первоначальное место его основания. Старый город в плане имеет форму неправильного пятиугольника с протяженностью стен 518 метров. В 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых старая дубовая ограда была заменена каменной с толщиной стен до 1,5 метров и высотой – 6-7 метров, укрепленной пятью башнями – четырьмя по углам и одной надвратной.. После Смутного времени, при царе Михаиле Федоровиче артелью московского городового мастера Ивана Неверова монастырские стены и башни были усилены и надстроены в высоту до 11 метров. Стены имеют два яруса небольших щелевидных бойниц и варовые щели, по верху стен проходит галерея боевого хода, соединяющая монастырские башни между собой.
Сформировался в 1642-1645 по указу царя Михаила Федоровича, путем присоединения к западной крепостной стене Старого города нового земельного участка. Вокруг Нового города на царские средства возводятся стены с двумя угловыми башнями (Юго-западной и Северо-западной) и одной проездной, получившей название Зеленая башня.
Строительство стен и башен Нового города велось под руководством старца Иосифа и каменщика подмонастырской Богословской слободы Андрея Андреева сына Кузнеца.
Сформировался в 1642-1645 по указу царя Михаила Федоровича, путем присоединения к западной крепостной стене Старого города нового земельного участка. Вокруг Нового города на царские средства возводятся стены с двумя угловыми башнями (Юго-западной и Северо-западной) и одной проездной, получившей название Зеленая башня. Строительство стен и башен Нового города велось под руководством старца Иосифа и каменщика подмонастырской Богословской слободы Андрея Андреева сына Кузнеца.
Архиерейский сад.  Устроен в 1800-1811 гг. при преосвященном Евгении Романове между обрубом и южной, а также восточной стенами. Высажен на специально подготовленной высокой земляной платформе. Отличался разнообразием деревьев и кустарников, в число которых входили дубы, кедры, пихты, лиственницы; плодовые деревья – яблони, груши, вишни; кустарники – жасмин, орешник и акация.
Архиерейский сад. Устроен в 1800-1811 гг. при преосвященном Евгении Романове между обрубом и южной, а также восточной стенами. Высажен на специально подготовленной высокой земляной платформе. Отличался разнообразием деревьев и кустарников, в число которых входили дубы, кедры, пихты, лиственницы; плодовые деревья – яблони, груши, вишни; кустарники – жасмин, орешник и акация.
Палаты бояр Романовых («Царские чертоги»). XVI-XIX вв.  Один из самых знаменитых памятников в архитектурном ансамбле Ипатьевского монастыря. Здание возведено в конце XVI века на средства покровителей обители бояр Годуновых. Предположительно, в нем располагались гостиные кельи, которые использовались «на приезд» богатых вкладчиков, особо почетных гостей, как из числа светских лиц, так и представителей духовенства.
Палаты бояр Романовых («Царские чертоги»). XVI-XIX вв. Один из самых знаменитых памятников в архитектурном ансамбле Ипатьевского монастыря. Здание возведено в конце XVI века на средства покровителей обители бояр Годуновых. Предположительно, в нем располагались гостиные кельи, которые использовались «на приезд» богатых вкладчиков, особо почетных гостей, как из числа светских лиц, так и представителей духовенства.
В марте 1613 года, во время призвания на московский престол в Ипатьевском монастыре молодого боярина Михаила Федоровича Романова, он вместе со своей матерью, Великой старицей Марфой (в миру – Ксенией Ивановной Романовой), проживал в этом здании. Согласно монастырскому преданию, в левой половине 2-го этажа здания располагались покои Михаила, в правой – инокини Марфы. Начиная с XIX века, здание получает название «Царские чертоги» или «Дворец Михаила Романова» и становится объектом особого отношения монастырских властей и представителей царской династии Романовых. Реставрацией памятника на «Высочайше дарованные средства» и по указу императоров Николая I и Александра II занимались архитекторы – К.А. Тон и Ф.Ф. Рихтер. В центре главного фасада корпуса возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны специальными красками «в шахмат». Интерьер постройки украшают изразцовые печи, выполненные по проекту Ф.Ф. Рихтера.
В марте 1613 года, во время призвания на московский престол в Ипатьевском монастыре молодого боярина Михаила Федоровича Романова, он вместе со своей матерью, Великой старицей Марфой (в миру – Ксенией Ивановной Романовой), проживал в этом здании. Согласно монастырскому преданию, в левой половине 2-го этажа здания располагались покои Михаила, в правой – инокини Марфы. Начиная с XIX века, здание получает название «Царские чертоги» или «Дворец Михаила Романова» и становится объектом особого отношения монастырских властей и представителей царской династии Романовых. Реставрацией памятника на «Высочайше дарованные средства» и по указу императоров Николая I и Александра II занимались архитекторы – К.А. Тон и Ф.Ф. Рихтер. В центре главного фасада корпуса возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны специальными красками «в шахмат». Интерьер постройки украшают изразцовые печи, выполненные по проекту Ф.Ф. Рихтера.
вид из окон «Царских чертогов» на Архиерейский корпус со Святыми  воротами и надвратной церковью Хрисанфа и Дарии
вид из окон «Царских чертогов» на Архиерейский корпус со Святыми воротами и надвратной церковью Хрисанфа и Дарии
вид из окон «Царских чертогов» на часть северной стены и кузнечной башни
вид из окон «Царских чертогов» на часть северной стены и кузнечной башни
 Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии. XIX в. 

Церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии со Святыми воротами возведены в 1841-1863 гг. по проекту К.А. Тона и Н.П. Григорьева на месте древнего входа в монастырь – Святых ворот с надвратной церковью во имя святых Феодора Стратилата и Ирины, соименных царя Федора Иоанновича и царицы Ирины. Престол церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии, которые поминаются 19 марта (1 апреля по н.ст.), освящен в память о двух знаменательных событиях русской истории: в этот день 1613 года Михаил Федорович Романов выехал из святой Ипатьевской обители в Москву на царство; в этот же день 1814 года император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном. Церковь представляет собой безстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, венчанный двенадцатигранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане. В декоре фасадов храма сочетаются элементы классицизма и древнерусского зодчества. Интерьер храма был украшен монументальной масляной живописью, иконы иконостаса написаны палехскими иконописцами (не сохранились). В настоящее время в храме во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии проходят ежедневные утренние и вечерние службы. Храм заново расписан на знаменательные темы артелью палехских художников.
Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии. XIX в. Церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии со Святыми воротами возведены в 1841-1863 гг. по проекту К.А. Тона и Н.П. Григорьева на месте древнего входа в монастырь – Святых ворот с надвратной церковью во имя святых Феодора Стратилата и Ирины, соименных царя Федора Иоанновича и царицы Ирины. Престол церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии, которые поминаются 19 марта (1 апреля по н.ст.), освящен в память о двух знаменательных событиях русской истории: в этот день 1613 года Михаил Федорович Романов выехал из святой Ипатьевской обители в Москву на царство; в этот же день 1814 года император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном. Церковь представляет собой безстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, венчанный двенадцатигранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане. В декоре фасадов храма сочетаются элементы классицизма и древнерусского зодчества. Интерьер храма был украшен монументальной масляной живописью, иконы иконостаса написаны палехскими иконописцами (не сохранились). В настоящее время в храме во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии проходят ежедневные утренние и вечерние службы. Храм заново расписан на знаменательные темы артелью палехских художников.
общий вид на территорию монастыря из под навеса над входом в «Царские чертоги». а ныне церковный музей монастыря
общий вид на территорию монастыря из под навеса над входом в «Царские чертоги». а ныне церковный музей монастыря
Мемориальная колонна. Вторая половина XIX века.  Возведена в центре Старого города в 1839 году в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря. В прямоугольных нишах с четырех сторон размещаются тексты об этом. С 1993 года Костромская епархия ежегодно 17 июля проводит у колонны богослужения в память царственных страстотерпцев императора Николая II и его семьи.
Мемориальная колонна. Вторая половина XIX века. Возведена в центре Старого города в 1839 году в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря. В прямоугольных нишах с четырех сторон размещаются тексты об этом. С 1993 года Костромская епархия ежегодно 17 июля проводит у колонны богослужения в память царственных страстотерпцев императора Николая II и его семьи.
Плита на одной из сторон перечисляет все духовные святыни монастыря
Плита на одной из сторон перечисляет все духовные святыни монастыря
Троицкий собор, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы и  Звонница-Колокольня
Троицкий собор, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы и Звонница-Колокольня
вход в Троицкий собор и Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии. XIX в.
вход в Троицкий собор и Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии. XIX в.
Троицкий собор и Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. XVI-XIX вв.
Троицкий собор и Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. XVI-XIX вв.
Троицкий собор. 1650-1652 гг. Построен при царе Алексее Михайловиче на месте «годуновского» храма сер. XVI века, разрушенного в 1649 году взрывом пороха - «зелейной казны», хранившейся в подклете собора. Крупный четырехстолпный трехапсидный храм увенчан пятью главами на световых барабанах. Поднятый на высоком подклете, он с трех сторон окружен двухъярусными галереями.
Троицкий собор. 1650-1652 гг. Построен при царе Алексее Михайловиче на месте «годуновского» храма сер. XVI века, разрушенного в 1649 году взрывом пороха - «зелейной казны», хранившейся в подклете собора. Крупный четырехстолпный трехапсидный храм увенчан пятью главами на световых барабанах. Поднятый на высоком подклете, он с трех сторон окружен двухъярусными галереями.
На северную сторону выходит парадное крыльцо с восьмигранным шатром, покоящимся на четырех декорированных столбах с мощными кубышками и висячими арками с гирьками. Четверик Троицкого собора украшает великолепный иконостас середины XVIII века, выполненный артелью костромских резчиков под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова в стиле борокко, а также настенная роспись XVII века, созданная знаменитой артелью костромских изографов во главе с Гурием Никитиным. Роспись уникальна по богатству сюжетных изображений, гармонии цвета и изяществу орнаментального декора.
На северную сторону выходит парадное крыльцо с восьмигранным шатром, покоящимся на четырех декорированных столбах с мощными кубышками и висячими арками с гирьками. Четверик Троицкого собора украшает великолепный иконостас середины XVIII века, выполненный артелью костромских резчиков под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова в стиле борокко, а также настенная роспись XVII века, созданная знаменитой артелью костромских изографов во главе с Гурием Никитиным. Роспись уникальна по богатству сюжетных изображений, гармонии цвета и изяществу орнаментального декора.
 В торце южной галереи расположен придел преподобного Михаила Малеина– тезоименитого святого царя Михаила Феодоровича Романова. Северная сторона храма, обращенная к главному входу в монастырь, являлась фасадом здания и имела богатое оформление – оконные проемы включены в композицию аркатурно-колончатого пояса.
В торце южной галереи расположен придел преподобного Михаила Малеина– тезоименитого святого царя Михаила Феодоровича Романова. Северная сторона храма, обращенная к главному входу в монастырь, являлась фасадом здания и имела богатое оформление – оконные проемы включены в композицию аркатурно-колончатого пояса.
На дальнем плане Троицкий собор и на переднем плане Звонница. Колокольня. XVII-XIX вв. К концу XVII века на звоннице и колокольне находилось 18 колоколов, самые крупные из которых в 600 пудов были вкладами матери царя Бориса Годунова Стефаниды, а также бояр А.Н. Годунова и В.И. Стрешнева. В 2006 году в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь принцем кентским Майклом (пра- пра- правнуком императора Николая I) вложен новый 500 пудовый колокол «Царь Михаил», отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова..
Композиция памятника Звонницы-Колокольни выстраивается из двух разновременных частей. Древняя (южная) часть возведена в 1601-1604 годах на средства Годуновых в излюбленном в XVII веке стиле многопролетной аркады. В 1645 – 1646г.г. с северной стороны к ней была пристроена высокая колокольня с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой обливной черепицей. Ее заказчиком был боярин Алексей Никитич Годунов, один из последних представителей этого древнего рода. Колокольня богато украшена поясами каменных резных ширинок, сдвоенными полуколонками и оконными проемами с килевидным завершением. В середине XIX в. по проекту губернского архитектора Попова была пристроена западная открытая галерея, сооруженная вместо прежней деревянной.
Композиция памятника Звонницы-Колокольни выстраивается из двух разновременных частей. Древняя (южная) часть возведена в 1601-1604 годах на средства Годуновых в излюбленном в XVII веке стиле многопролетной аркады. В 1645 – 1646г.г. с северной стороны к ней была пристроена высокая колокольня с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой обливной черепицей. Ее заказчиком был боярин Алексей Никитич Годунов, один из последних представителей этого древнего рода. Колокольня богато украшена поясами каменных резных ширинок, сдвоенными полуколонками и оконными проемами с килевидным завершением. В середине XIX в. по проекту губернского архитектора Попова была пристроена западная открытая галерея, сооруженная вместо прежней деревянной.
западная сторона Колокольни-Звонницы
западная сторона Колокольни-Звонницы
Колокольня-Звонница с западной стороны
Колокольня-Звонница с западной стороны
арка проход в Колокольне-звоннице
арка проход в Колокольне-звоннице
Колокольня-Звонница с западной стороны
Колокольня-Звонница с западной стороны
Трапезный корпус (кирпичного цвета) XVI в.(с XIXв. Свечной корпус). 
Современное здание объединяет в своем объеме разновременные постройки:
поварню (западная часть) «для братской пищи», возведенную в конце XVI – начале XVII вв. – одноэтажную одностолпную двусветную палату; двухэтажные кладовые палаты конца XVI – начала XVII вв. и Свечной завод (восточная часть), возведенный в середине XIX в. по проекту архитектора К.А. Тона на месте древних монастырских построек, пришедших в ветхость. Древняя поварня и кладовые палаты входили в большой комплекс построек хозяйственного двора Старого города. Ипатьевский Свечной завод в XIXвеке снабжал восковыми свечами все церкви и монастыри Костромской епархии.
Трапезный корпус (кирпичного цвета) XVI в.(с XIXв. Свечной корпус). Современное здание объединяет в своем объеме разновременные постройки: поварню (западная часть) «для братской пищи», возведенную в конце XVI – начале XVII вв. – одноэтажную одностолпную двусветную палату; двухэтажные кладовые палаты конца XVI – начала XVII вв. и Свечной завод (восточная часть), возведенный в середине XIX в. по проекту архитектора К.А. Тона на месте древних монастырских построек, пришедших в ветхость. Древняя поварня и кладовые палаты входили в большой комплекс построек хозяйственного двора Старого города. Ипатьевский Свечной завод в XIXвеке снабжал восковыми свечами все церкви и монастыри Костромской епархии.
отражение в окнах свечного корпуса
отражение в окнах свечного корпуса
Трапезный корпус (кирпичного цвета) XVI в., ставший в XIXв. Свечным корпусом и  Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. XVI-XIX вв.
Трапезный корпус (кирпичного цвета) XVI в., ставший в XIXв. Свечным корпусом и Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. XVI-XIX вв.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. XVI-XIX вв.  Памятник, не сохранившийся до наших дней и восстанавливаемый в настоящее время. Впервые упоминается под 1564 годом, как небольшая шатровая каменная церковь при братской каменной трапезе. Построена на средства бояр Годуновых. В 1760-1764 гг. на месте храма, пришедшего в ветхость, устраивается новая каменная просторная церковь с пятью деревянными главами. В 1801 году пять глав заменяются одной главой, а внутри храма ставятся деревянные колонны-крепления.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. XVI-XIX вв. Памятник, не сохранившийся до наших дней и восстанавливаемый в настоящее время. Впервые упоминается под 1564 годом, как небольшая шатровая каменная церковь при братской каменной трапезе. Построена на средства бояр Годуновых. В 1760-1764 гг. на месте храма, пришедшего в ветхость, устраивается новая каменная просторная церковь с пятью деревянными главами. В 1801 году пять глав заменяются одной главой, а внутри храма ставятся деревянные колонны-крепления.
Постройка дожила до 1859 года. В середине XIX века по проекту архитектора К.А. Тона строится новый пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с южной стороны. Храм имел соединение с Троицким собором через паперть с юго-западной стороны. Украшением церкви являлся позолоченный иконостас с иконами, выполненными в мастерской палехского иконописца Сафонова.
Постройка дожила до 1859 года. В середине XIX века по проекту архитектора К.А. Тона строится новый пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с южной стороны. Храм имел соединение с Троицким собором через паперть с юго-западной стороны. Украшением церкви являлся позолоченный иконостас с иконами, выполненными в мастерской палехского иконописца Сафонова.
Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии. XIX в.  Церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии со Святыми воротами возведены в 1841-1863 гг. по проекту К.А. Тона и Н.П. Григорьева на месте древнего входа в монастырь – Святых ворот с надвратной церковью во имя святых Феодора Стратилата и Ирины, соименных царя Федора Иоанновича и царицы Ирины.
Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии. XIX в. Церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии со Святыми воротами возведены в 1841-1863 гг. по проекту К.А. Тона и Н.П. Григорьева на месте древнего входа в монастырь – Святых ворот с надвратной церковью во имя святых Феодора Стратилата и Ирины, соименных царя Федора Иоанновича и царицы Ирины.
Престол церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии, которые поминаются 19 марта (1 апреля по н.ст.), освящен в память о двух знаменательных событиях русской истории: в этот день 1613 года Михаил Федорович Романов выехал из святой Ипатьевской обители в Москву на царство; в этот же день 1814 года император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном.  Церковь представляет собой безстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, венчанный двенадцатигранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане. В декоре фасадов храма сочетаются элементы классицизма и древнерусского зодчества. Интерьер храма был украшен монументальной масляной живописью, иконы иконостаса написаны палехскими иконописцами (не сохранились). В настоящее время в храме во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии проходят ежедневные утренние и вечерние службы. Храм заново расписан на знаменательные темы артелью палехских художников.
Престол церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии, которые поминаются 19 марта (1 апреля по н.ст.), освящен в память о двух знаменательных событиях русской истории: в этот день 1613 года Михаил Федорович Романов выехал из святой Ипатьевской обители в Москву на царство; в этот же день 1814 года император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном. Церковь представляет собой безстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, венчанный двенадцатигранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане. В декоре фасадов храма сочетаются элементы классицизма и древнерусского зодчества. Интерьер храма был украшен монументальной масляной живописью, иконы иконостаса написаны палехскими иконописцами (не сохранились). В настоящее время в храме во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии проходят ежедневные утренние и вечерние службы. Храм заново расписан на знаменательные темы артелью палехских художников.
Архиерейский корпус. XVI-XIX вв.  Крупнейшее жилое здание монастыря, включающее в своем объеме Святые ворота с надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (центр постройки), казначейские и экономские кельи (к северу и югу от Святых ворот). В связи с размещением на территории Ипатьевского монастыря Архиерейского дома в 1744 году, корпус был значительно перестроен и приспособлен под резиденцию костромского архиерея. Фасад со стороны реки Костромы в полной мере отражает разновременность постройки XVI-XIX веков: от пластики крепостной стены с щелевидными бойницами до архитектурных форм классицизма. Западная стена, обращенная во двор монастыря, возведена во время перестройки 20-х годов XIX века, является своеобразным футляром для первоначального фасада здания XVII века. Архиерейский корпус знаменит тем, что в нем 15 мая 1767 года, посетившая г. Кострому императрица Екатерина II, пожаловала Костроме герб, которого до этого город не имел: «В память сию по реке Волге путешествия … представляется в сем гербе в голубом поле галера под императорским штандартом …» (из доклада сената 24 октября 1767 г.).
Архиерейский корпус. XVI-XIX вв. Крупнейшее жилое здание монастыря, включающее в своем объеме Святые ворота с надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (центр постройки), казначейские и экономские кельи (к северу и югу от Святых ворот). В связи с размещением на территории Ипатьевского монастыря Архиерейского дома в 1744 году, корпус был значительно перестроен и приспособлен под резиденцию костромского архиерея. Фасад со стороны реки Костромы в полной мере отражает разновременность постройки XVI-XIX веков: от пластики крепостной стены с щелевидными бойницами до архитектурных форм классицизма. Западная стена, обращенная во двор монастыря, возведена во время перестройки 20-х годов XIX века, является своеобразным футляром для первоначального фасада здания XVII века. Архиерейский корпус знаменит тем, что в нем 15 мая 1767 года, посетившая г. Кострому императрица Екатерина II, пожаловала Костроме герб, которого до этого город не имел: «В память сию по реке Волге путешествия … представляется в сем гербе в голубом поле галера под императорским штандартом …» (из доклада сената 24 октября 1767 г.).
камень плита у входа в усыпальница бояр Годуновых. XVI-XVII вв.  Ипатьевский монастырь - единственное место в России, где на протяжении четырех столетий, начиная с конца XIII в., формировался некрополь одного из самых знаменитых боярских родов - Годуновых. Сохранившаяся усыпальница бояр Годуновых в подклете Троицкого собора является третьей годуновской усыпальницей. Ранее она включала 18 погребений представителей ветви Иосифа Дмитриевича Годунова - Асанова.
камень плита у входа в усыпальница бояр Годуновых. XVI-XVII вв. Ипатьевский монастырь - единственное место в России, где на протяжении четырех столетий, начиная с конца XIII в., формировался некрополь одного из самых знаменитых боярских родов - Годуновых. Сохранившаяся усыпальница бояр Годуновых в подклете Троицкого собора является третьей годуновской усыпальницей. Ранее она включала 18 погребений представителей ветви Иосифа Дмитриевича Годунова - Асанова.
вход  в  усыпальницу бояр Годуновых. 
Первая и вторая усыпальницы размещались в «каменной палатке» у алтаря церкви Рождества Богородицы. Вплоть до начала XVII в. в первой усыпальнице насчитывалось 22 погребения, в том числе: родителей царя Бориса и царицы Ирины – Федор и Стефания, брата Бориса и Ирины – Василия и их дяди Дмитрия Ивановича Годунова. Вторая усыпальница включала 16 погребений: в ней были захоронены представители ветви Василия Петровича Годунова, двоюродного брата Дмитрия Ивановича. В древности в усыпальницах находилось много икон, нагробных покровов с богатейшими украшениями из золота, серебра, жемчуга и драгоценных камней, горели неугасаемые лампады. Раз в неделю по пятницам здесь служили панихиду в память всех почивших Годуновых.
вход в усыпальницу бояр Годуновых. Первая и вторая усыпальницы размещались в «каменной палатке» у алтаря церкви Рождества Богородицы. Вплоть до начала XVII в. в первой усыпальнице насчитывалось 22 погребения, в том числе: родителей царя Бориса и царицы Ирины – Федор и Стефания, брата Бориса и Ирины – Василия и их дяди Дмитрия Ивановича Годунова. Вторая усыпальница включала 16 погребений: в ней были захоронены представители ветви Василия Петровича Годунова, двоюродного брата Дмитрия Ивановича. В древности в усыпальницах находилось много икон, нагробных покровов с богатейшими украшениями из золота, серебра, жемчуга и драгоценных камней, горели неугасаемые лампады. Раз в неделю по пятницам здесь служили панихиду в память всех почивших Годуновых.
Обе первые усыпальницы упразднены в 1756 г. по распоряжению Преосвященного Геннадия. Территория усыпальниц попала под фундаменты церкви Рождества Богородицы, перестроенной в 1760-е годы.
В настоящее время усыпальница в подклете Троицкого собора продолжает именоваться «годуновской» не смотря на то, что только три надгробные плиты принадлежат представителям этого рода. Четыре надгробные плиты принадлежат лицам других фамилий.
Обе первые усыпальницы упразднены в 1756 г. по распоряжению Преосвященного Геннадия. Территория усыпальниц попала под фундаменты церкви Рождества Богородицы, перестроенной в 1760-е годы. В настоящее время усыпальница в подклете Троицкого собора продолжает именоваться «годуновской» не смотря на то, что только три надгробные плиты принадлежат представителям этого рода. Четыре надгробные плиты принадлежат лицам других фамилий.
вид из усыпальницы на стену Колокольни-Звонницы
вид из усыпальницы на стену Колокольни-Звонницы
Воскобойная башня. XVI -XVII вв.  Южная проездная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Устроена на изломе южного прясла стены. В древности имела снаружи дополнительное укрепление – захаб – коленчатый коридор перед въездом.
Воскобойная башня. XVI -XVII вв. Южная проездная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Устроена на изломе южного прясла стены. В древности имела снаружи дополнительное укрепление – захаб – коленчатый коридор перед въездом.
Троицкий собор
Троицкий собор
монастырские купола и кресты
монастырские купола и кресты
западная стена и парадное крыльцо Троицкого собора
западная стена и парадное крыльцо Троицкого собора
внутри архимандричного (наместнического) корпуса
внутри архимандричного (наместнического) корпуса
внутри архимандричного (наместнического) корпуса
внутри архимандричного (наместнического) корпуса
внутри архимандричного (наместнического) корпуса
внутри архимандричного (наместнического) корпуса
сразу у входа в монастырь стоит указатель, что и где располагается на территории монастыря
сразу у входа в монастырь стоит указатель, что и где располагается на территории монастыря
монастырские окна и арки
монастырские окна и арки
некоторые архитектурные украшения
некоторые архитектурные украшения
на удивление в монастыре не много клумб и цветов, но как ни странно, их недостаток никак не чувствуется и не портит впечатление о монастыре
на удивление в монастыре не много клумб и цветов, но как ни странно, их недостаток никак не чувствуется и не портит впечатление о монастыре
Засенье. XVI-XVII вв. Узкий открытый внутренний коридор между северной стеной Старого города и монастырскими корпусами – Братским и Наместническим. В военное время засенье могло служить дополнительным оборонительным рубежом, в мирное использовалось в хозяйственных целях.
Засенье. XVI-XVII вв. Узкий открытый внутренний коридор между северной стеной Старого города и монастырскими корпусами – Братским и Наместническим. В военное время засенье могло служить дополнительным оборонительным рубежом, в мирное использовалось в хозяйственных целях.
вид на Северные (Екатерининские ворота) - выход из монастыря.
Северные (Екатерининские ворота). XVIII в. Являются главным въездом в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Северные врата, как новые парадные ворота в северном прясле крепостной стены, были устроены в 1767 году, к приезду в Кострому императрицы Екатерины II
Северные (Екатерининские ворота). XVIII в. Являются главным въездом в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Северные врата, как новые парадные ворота в северном прясле крепостной стены, были устроены в 1767 году, к приезду в Кострому императрицы Екатерины II
Северные (Екатерининские ворота). XVIII в. Это нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко, оформленное с внешней и внутренней стороны триумфальными арками. Северный (внешний) фасад увенчан высоким аттиком в основании которого в профилированном карнизе размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II. Со стороны монастырской площади Екатерининские врата имеют вид пилона с проездной аркой и лучковым фронтоном с рельефным изображением «Всевидящего Ока» в тимпане.
Северные (Екатерининские ворота). XVIII в. Это нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко, оформленное с внешней и внутренней стороны триумфальными арками. Северный (внешний) фасад увенчан высоким аттиком в основании которого в профилированном карнизе размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II. Со стороны монастырской площади Екатерининские врата имеют вид пилона с проездной аркой и лучковым фронтоном с рельефным изображением «Всевидящего Ока» в тимпане.
Кузнечная - ближняя на фото башня. XVI- XVII вв. Северо-западная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Получила свое название по расположенной рядом с ней монастырской кузнице.  Северо-западная башня. XVII в. 


Юго-западная - дальняя на фото башня Нового города, возведенная в 1642-1645 гг. на средства царя Михаила Федоровича по образцу башен Старого города.
Кузнечная - ближняя на фото башня. XVI- XVII вв. Северо-западная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Получила свое название по расположенной рядом с ней монастырской кузнице. Северо-западная башня. XVII в. Юго-западная - дальняя на фото башня Нового города, возведенная в 1642-1645 гг. на средства царя Михаила Федоровича по образцу башен Старого города.
Пороховая башня. XVI- XVII вв. Северо-западная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Могла использоваться для хранения запасов пороха. Как все башни Ипатьевского монастыря имела три уровня боя: верхний – для установки пушек, средний для ведения огня из ручного огнестрельного и метательного оружия, нижний – бойницы подошвенного боя.
Пороховая башня. XVI- XVII вв. Северо-западная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Могла использоваться для хранения запасов пороха. Как все башни Ипатьевского монастыря имела три уровня боя: верхний – для установки пушек, средний для ведения огня из ручного огнестрельного и метательного оружия, нижний – бойницы подошвенного боя.
Протяженность стен Ипатьевского монастыря - 518 метров. В 1586-1590 гг. старая дубовая ограда была заменена каменной с толщиной стен до 1,5 метров и высотой – 6-7 метров, укрепленной пятью башнями – четырьмя по углам и одной надвратной.. После Смутного времени, при царе Михаиле Федоровиче монастырские стены и башни были усилены и надстроены в высоту до 11 метров. Стены имеют два яруса небольших щелевидных бойниц и варовые щели, по верху стен проходит галерея боевого хода, соединяющая монастырские башни между собой.
Протяженность стен Ипатьевского монастыря - 518 метров. В 1586-1590 гг. старая дубовая ограда была заменена каменной с толщиной стен до 1,5 метров и высотой – 6-7 метров, укрепленной пятью башнями – четырьмя по углам и одной надвратной.. После Смутного времени, при царе Михаиле Федоровиче монастырские стены и башни были усилены и надстроены в высоту до 11 метров. Стены имеют два яруса небольших щелевидных бойниц и варовые щели, по верху стен проходит галерея боевого хода, соединяющая монастырские башни между собой.
Пороховая (ближняя) башня  и дальнаяя - Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии
Пороховая (ближняя) башня и дальнаяя - Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии
Они же - Пороховая (ближняя) башня и дальнаяя - Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии и купола Троицкого собора
Они же - Пороховая (ближняя) башня и дальнаяя - Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии и купола Троицкого собора
набережная реки Костромы около  Свято-Троицкого Ипатьевского Монастыря
набережная реки Костромы около Свято-Троицкого Ипатьевского Монастыря
вид на Свято-Троицкоий Ипатьевскоий Монастырь с противоположного берега реки Костромы
вид на Свято-Троицкоий Ипатьевскоий Монастырь с противоположного берега реки Костромы

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому