Турист Маргарита Кушниренко (Margaritka)
Маргарита Кушниренко — была 2 января 2022 2:10
сейчас в Москве
Фотоальбом

Иоанно-Предтеченский монастырь в Москве

Canon PowerShot Pro1, DSLR-A580
36 22
Москва — Россия Август 2013

Иоанно-Предтеченский монастырь один из древнейших на территории Москвы. И конечно имея почти шестивековвую историю монастырь видывал виды. Тем более, если учесть его особенный статус — царского монастыря. Царские особы регулярно и посещали монастырь, и совершали торжественные выходы в него. Да и содержался он исключительно на государево денежное и хлебное довольствие, так как не имел своих вотчин и поместий, как это было обычаем для монастырей в ту пору.

История монастыря рассказывает о подвижницах обители: св. блж. схимонахине Марфе, Христа ради юродивой, и затворнице монахине Досифее (княжне Таракановой). Духовная старица схимонахиня Марфа почила 1/14 марта 1638 г. и была погребена в древнем соборе монастыря. Монахиня Досифея подвизалась 25 лет в строжайшем затворе, почила 4/17 февраля 1810 г. В Отечественную войну 1812 г. монастырь был разорен и упразднен. Восстановлена обитель по благословению свт. Филарета (Дроздова). В 1918 г. монастырь превращен в концлагерь, в 1927 г. окончательно закрыт.

В 1992 г. монастырь передан Церкви и приписан к храму св. равноап. кн. Владимира в Старых Садех. 11 августа 2000 г. обитель вновь открыта, в 2002 г. монастырь возглавила игумения Афанасия (Грошева) из Пюхтицкой обители.

В настоящее время часть зданий и территории монастыря занимает Московский университет МВД РФ.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь расположен на «Ивановской
горке», которой дал своё название.
Так называли возвышенность в верховьях речки Рачки, представляющую
собой бровку высотой до 150 метров, обращенную к Москве-реке.
Иоанно-­Предтеченский монастырь считается одним из древнейших в Москве.
Первоначально он был мужским и существовал с начала XV века на другом
берегу Москва­ реки — в Замоскворечье, в районе Пятницкой улицы.
Рядом и напротив идеальный ориентир для тех кто идет к монастырю от ст. М. Китай город (выход к Солянке). Это Храм Святого Равноапостольного Князя Владимира в Старых Садах. адрес: Строение 1Старосадский пер., 11, Москва
Иоанно-Предтеченский женский монастырь расположен на «Ивановской горке», которой дал своё название. Так называли возвышенность в верховьях речки Рачки, представляющую собой бровку высотой до 150 метров, обращенную к Москве-реке. Иоанно-­Предтеченский монастырь считается одним из древнейших в Москве. Первоначально он был мужским и существовал с начала XV века на другом берегу Москва­ реки — в Замоскворечье, в районе Пятницкой улицы. Рядом и напротив идеальный ориентир для тех кто идет к монастырю от ст. М. Китай город (выход к Солянке). Это Храм Святого Равноапостольного Князя Владимира в Старых Садах. адрес: Строение 1Старосадский пер., 11, Москва
Комплекс Ивановского монастыря включает в себя:
собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи, с приделами Казанской
иконы Божией Матери и святителя Николая (1861 г., архитектор
М. Д. Быковский),
западный корпус келий (1760-1830 гг., архитектор М. Д. Быковский),
больничный корпус (восточный) (1860-е гг., архитектор М. Д. Быковский),
домовой храм преподобной Елизаветы Чудотворицы, игумении 
Константинопольской при больничном корпусе (1879 год, архитектор
М. Д. Быковский; восстановлен в 1995 г.),
северный корпус келий (1860-х гг., архитектор М. Д. Быковский),
ограду с двумя башнями-колокольнями и порталом Святых ворот между
ними (1860-х гг., архитектор М. Д. Быковский).
Комплекс Ивановского монастыря включает в себя: собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи, с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая (1861 г., архитектор М. Д. Быковский), западный корпус келий (1760-1830 гг., архитектор М. Д. Быковский), больничный корпус (восточный) (1860-е гг., архитектор М. Д. Быковский), домовой храм преподобной Елизаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской при больничном корпусе (1879 год, архитектор М. Д. Быковский; восстановлен в 1995 г.), северный корпус келий (1860-х гг., архитектор М. Д. Быковский), ограду с двумя башнями-колокольнями и порталом Святых ворот между ними (1860-х гг., архитектор М. Д. Быковский).
табличка у входа в монастырь. Нынешняя территория его настолько мала, что при всем желании невозможно найти уголка, чтобы где-то посидеть и уединиться от шума большого города в стенах обители.
табличка у входа в монастырь. Нынешняя территория его настолько мала, что при всем желании невозможно найти уголка, чтобы где-то посидеть и уединиться от шума большого города в стенах обители.
Для тех, кто идет в этот монастырь не ради его духовных реликвий, а ради художественного и познавательного интереса, то фотографировать здесь вообще негде!  А тот небольшой внутренний дворик, что доступен для посетителей, в любое время дня находится в глубокой тени и на сильнейшем контрасте, что создает неимоверные трудности для фтосъемки
Для тех, кто идет в этот монастырь не ради его духовных реликвий, а ради художественного и познавательного интереса, то фотографировать здесь вообще негде! А тот небольшой внутренний дворик, что доступен для посетителей, в любое время дня находится в глубокой тени и на сильнейшем контрасте, что создает неимоверные трудности для фтосъемки
Первое известие о Московском Ивановском монастыре содержится в
летописях под 1415 годом при описании чуда, сопровождавшего рождение
великого князя Василия II Темного.
В 1530-е годы после рождения у Василия III наследника — будущего царя
Иоанна Васильевича Грозного, монастырь был перенесен на Кулишки.
Здесь, на новом месте, сохранив посвящение Иоанну Предтече,
монастырь стал женским.
Старый собор Иоанновского монастыря был построен одним из итальянских
мастеров, работавших в Москве в 1510-1530­е годы.
Это был бесстолпный одноглавый храм, с тремя сильно выдвинутыми к
востоку апсидами.
Старый собор разобран в 1859 году.
Первое известие о Московском Ивановском монастыре содержится в летописях под 1415 годом при описании чуда, сопровождавшего рождение великого князя Василия II Темного. В 1530-е годы после рождения у Василия III наследника — будущего царя Иоанна Васильевича Грозного, монастырь был перенесен на Кулишки. Здесь, на новом месте, сохранив посвящение Иоанну Предтече, монастырь стал женским. Старый собор Иоанновского монастыря был построен одним из итальянских мастеров, работавших в Москве в 1510-1530­е годы. Это был бесстолпный одноглавый храм, с тремя сильно выдвинутыми к востоку апсидами. Старый собор разобран в 1859 году.
Иоанно-Предтеченский монастырь служил местом заточения женщин
царского рода.
В первой половине XVII века здесь пребывали в заточении:
царица Марья Петровна — супруга царя Василия Шуйского,
Пелагея Михайловна — вторая супруга старшего сына Иоанна Грозного
царевича Иоанна. 
В начале 1640-х годов монастырский собор был перестроен и
Для многих княжеских и служилых московских семей Иоанновский
монастырь выполнял функции родовой обители, куда представители
знатных семейств делали вклады.
Здесь же они хоронили умерших родственников.
Монастырский некрополь располагался в центре монастыря вокруг
соборного храма.
В Ивановском монастыре постригались представительницы княжеских и
дворянских семейств.
Иоанно-Предтеченский монастырь служил местом заточения женщин царского рода. В первой половине XVII века здесь пребывали в заточении: царица Марья Петровна — супруга царя Василия Шуйского, Пелагея Михайловна — вторая супруга старшего сына Иоанна Грозного царевича Иоанна. В начале 1640-х годов монастырский собор был перестроен и Для многих княжеских и служилых московских семей Иоанновский монастырь выполнял функции родовой обители, куда представители знатных семейств делали вклады. Здесь же они хоронили умерших родственников. Монастырский некрополь располагался в центре монастыря вокруг соборного храма. В Ивановском монастыре постригались представительницы княжеских и дворянских семейств.
главный собор хоть как-то можно поймать в объектив только в то время года, когда нет листвы.
по сути единственная клумбочка на территории монастыря
собственно это и есть единственное место для фотосъемки
собственно это и есть единственное место для фотосъемки
Ивановский монастырь известен тем, что здесь принимали постриг лица, нежелательные в миру для власть придержащих. Так, в царствование Екатерины Великой, в 1785 году в монастырь по Императорскому указу поступила монахиня Досифея (княжна Августа Тараканова), бывшая дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским. По распоряжению императрицы Екатерины княжна была хитростью привезена из Италии и заточена в Ивановском монастыре, где было приказано содержать её в тайне, никого к ней не подпуская. Местом её заточения стали две тесные низкие комнаты келий с окнами во двор.
В 1811 году насельницы Ивановского монастыря стали свидетелями
вторжения в Москву французов, пожара монастыря и его разграбления.
Часть ризницы успели отправить в Вологду.
Во время пожара от огня не пострадала только соборная церковь.
Игумения с сестрами оставались в обители, и лишь когда их жизни
стала угрожать прямая опасность, удалились в Покровский Хотьков
монастырь.
После пожара 1812 года Ивановский монастырь было решено упразднить,
а монастырский собор превратить в приходскую церковь.
Монахинь Ивановского монастыря расселили по московским монастырям,
а в освободившихся келиях и игуменских покоях расселили служащих
Синодальной типографии, оставшихся без крова после пожара 1812 года.
Монастырь был возобновлён в 1859 году.
В 1811 году насельницы Ивановского монастыря стали свидетелями вторжения в Москву французов, пожара монастыря и его разграбления. Часть ризницы успели отправить в Вологду. Во время пожара от огня не пострадала только соборная церковь. Игумения с сестрами оставались в обители, и лишь когда их жизни стала угрожать прямая опасность, удалились в Покровский Хотьков монастырь. После пожара 1812 года Ивановский монастырь было решено упразднить, а монастырский собор превратить в приходскую церковь. Монахинь Ивановского монастыря расселили по московским монастырям, а в освободившихся келиях и игуменских покоях расселили служащих Синодальной типографии, оставшихся без крова после пожара 1812 года. Монастырь был возобновлён в 1859 году.
Возобновительницей Ивановского монастыря стала богатая вдова
полковника Елизавета Алексеевна Макарова-Зубачёва, которая была родом
из известной московской купеческой семьи Мазуриных.
Непосредственное участие в возрождении монастыря принял выдающийся
святитель XIX столетия митрополит Московский и Коломенский Филарет
(Дроздов).
Возобновительницей Ивановского монастыря стала богатая вдова полковника Елизавета Алексеевна Макарова-Зубачёва, которая была родом из известной московской купеческой семьи Мазуриных. Непосредственное участие в возрождении монастыря принял выдающийся святитель XIX столетия митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов).
в одно из моих посещений монастыря во дворе оказалась солидная машина, которая позволила мне удовлетворить свою потребность в фотосъемке интересных отражений
В феврале 1859 года митрополиту Филарету был представлен проект
обновлённого комплекса зданий Ивановского монастыря.
Этот проект был заказан известному московскому зодчему того времени 
Михаилу Доримедонтовичу Быковскому (1801—1885 гг.), который
в 1861-1878 гг. заново отстроил Ивановский монастырь в духе
итальянского ренессансного зодчества.
3 сентября 1860 года была совершена торжественная закладка собора
Усекновения главы Иоанна Предтечи с больничным храмом Елизаветы
Чудотворицы.
К 1877 году все работы практически были окончены.
В феврале 1859 года митрополиту Филарету был представлен проект обновлённого комплекса зданий Ивановского монастыря. Этот проект был заказан известному московскому зодчему того времени Михаилу Доримедонтовичу Быковскому (1801—1885 гг.), который в 1861-1878 гг. заново отстроил Ивановский монастырь в духе итальянского ренессансного зодчества. 3 сентября 1860 года была совершена торжественная закладка собора Усекновения главы Иоанна Предтечи с больничным храмом Елизаветы Чудотворицы. К 1877 году все работы практически были окончены.
Однако началась русско-турецкая война, и городские власти обратились
к М. А. Мазуриной с просьбой предоставить уже отделанные корпуса
под госпиталь, который и открылся здесь 7 июня 1877 года.
Это был единственный в Москве лазарет для раненых русско-турецкой
войны, куда поступали все раненые и больные офицеры, прибывавшие
в столицу.
По данным Городской думы здесь побывало около 150 солдат.
В 1879 году по ходатайству митрополита Московского Макария
перед Священным Синодом игумения Борисоглебского Аносина монастыря
Рафаила (Ровинская) была переведена настоятельницей Ивановского
монастыря.
Вновь открывшийся монастырь стал общежительным.
Однако началась русско-турецкая война, и городские власти обратились к М. А. Мазуриной с просьбой предоставить уже отделанные корпуса под госпиталь, который и открылся здесь 7 июня 1877 года. Это был единственный в Москве лазарет для раненых русско-турецкой войны, куда поступали все раненые и больные офицеры, прибывавшие в столицу. По данным Городской думы здесь побывало около 150 солдат. В 1879 году по ходатайству митрополита Московского Макария перед Священным Синодом игумения Борисоглебского Аносина монастыря Рафаила (Ровинская) была переведена настоятельницей Ивановского монастыря. Вновь открывшийся монастырь стал общежительным.
Старый собор Иоанновского монастыря был построен одним из итальянских
мастеров, работавших в Москве в 1510-1530­е годы.
Это был бесстолпный одноглавый храм, с тремя сильно выдвинутыми к
востоку апсидами.
Старый собор разобран в 1859 году.
В начале 1640-х годов монастырский собор был перестроен и
значительно увеличен.
К храму первой трети XVI века с запада пристроили трапезную
с приделом святителя Николая Чудотворца.
Её строительство было окончено к 1642 году.
Тогда же возвели каменную колокольню, на которую повесили
колокол, отлитый по повелению царя Михаила Федоровича.
Старый собор Иоанновского монастыря был построен одним из итальянских мастеров, работавших в Москве в 1510-1530­е годы. Это был бесстолпный одноглавый храм, с тремя сильно выдвинутыми к востоку апсидами. Старый собор разобран в 1859 году. В начале 1640-х годов монастырский собор был перестроен и значительно увеличен. К храму первой трети XVI века с запада пристроили трапезную с приделом святителя Николая Чудотворца. Её строительство было окончено к 1642 году. Тогда же возвели каменную колокольню, на которую повесили колокол, отлитый по повелению царя Михаила Федоровича.
В 1701 году вышел указ Петра I о замене в монастырях деревянных
келий на каменные, что повлекло за собой строительство в Ивановском
монастыре каменных келий за счет казны.
В конце царствования императрицы Елизаветы Петровны монастырь
находился под угрозой закрытия.
Согласно именному указу императрицы от 4 июля 1760 года, он был
выбран для устройства Дома призрения «заслуженных людей жен
во вдовстве, а дочерей в сиротстве и бедности, покровительства и
пропитания не имеющих».
Последовавшая вскоре кончина императрицы Елизаветы Петровны
остановила это предприятие.
В 1701 году вышел указ Петра I о замене в монастырях деревянных келий на каменные, что повлекло за собой строительство в Ивановском монастыре каменных келий за счет казны. В конце царствования императрицы Елизаветы Петровны монастырь находился под угрозой закрытия. Согласно именному указу императрицы от 4 июля 1760 года, он был выбран для устройства Дома призрения «заслуженных людей жен во вдовстве, а дочерей в сиротстве и бедности, покровительства и пропитания не имеющих». Последовавшая вскоре кончина императрицы Елизаветы Петровны остановила это предприятие.
К 1917 году в Ивановском женском монастыре проживало 44 монахини и
33 рясофорные послушницы, остальные (более двухсот) жили на испытании.
С 1914 года насельницы монастыря шили военное обмундирование для
русской армии, а с 1918 года — для красноармейцев.
После революции Ивановский монастырь был закрыт одним из первых
в Москве.
Все его банковские счета были ликвидированы, арендные помещения
конфискованы в пользу государства, лазарет закрыт, поднимался вопрос
о выселении монахинь. 
В 1919 году монастырь передали в распоряжение отдела принудительных
работ НКВД.
В Ивановском, Спасо-Андрониковом и Новоспасском монастырях
разместились Первые концентрационные лагеря Москвы, куда помещали
дворян, царских офицеров, а также участников Кронштадтского восстания.
Жизнь этих людей по большей части закончилась трагически.
Для тюремных нужд монастырские кельи были надстроены 3-м и
4-м этажами.
Монастырские храмы действовали до 1926 года.
После переселения из монастыря монахинь Иоанно-Предтеченский собор
был передан губернскому архиву, а Елисаветинская церковь — под клуб
Ивановскому исправительному дому.
К концу 1980-х годов основную часть территории московского
Иоанно-Предтеченского монастыря занимали учреждения МВД.
Здесь также размещались спортзал и сауна с бассейном.
Под алтарной частью собора, в подвале в течение долгих десятилетий
находился тир.
К 1917 году в Ивановском женском монастыре проживало 44 монахини и 33 рясофорные послушницы, остальные (более двухсот) жили на испытании. С 1914 года насельницы монастыря шили военное обмундирование для русской армии, а с 1918 года — для красноармейцев. После революции Ивановский монастырь был закрыт одним из первых в Москве. Все его банковские счета были ликвидированы, арендные помещения конфискованы в пользу государства, лазарет закрыт, поднимался вопрос о выселении монахинь. В 1919 году монастырь передали в распоряжение отдела принудительных работ НКВД. В Ивановском, Спасо-Андрониковом и Новоспасском монастырях разместились Первые концентрационные лагеря Москвы, куда помещали дворян, царских офицеров, а также участников Кронштадтского восстания. Жизнь этих людей по большей части закончилась трагически. Для тюремных нужд монастырские кельи были надстроены 3-м и 4-м этажами. Монастырские храмы действовали до 1926 года. После переселения из монастыря монахинь Иоанно-Предтеченский собор был передан губернскому архиву, а Елисаветинская церковь — под клуб Ивановскому исправительному дому. К концу 1980-х годов основную часть территории московского Иоанно-Предтеченского монастыря занимали учреждения МВД. Здесь также размещались спортзал и сауна с бассейном. Под алтарной частью собора, в подвале в течение долгих десятилетий находился тир.
В монастырском соборе находилось хранилище Центрального
государственного архива Московской области (ЦГАМО; ранее Губархив).
Оба дома причта занимала швейная фабрика имени Советской Армии,
а в бывшем Больничном (ныне Келейном) корпусе с домовым храмом
преподобной Елисаветы Чудотворицы и часовне Св. Иоанна Предтечи
находились районные службы теплосети Мосэнерго.
Бывшая домовая Елизаветинская церковь была разделена на два
этажа, в помещении храма был устроен душ для рабочих и туалет.
В 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Алексия II Иоанно­Предтеченская обитель была приписана к храму
святого князя Владимира, «что в Старых Садех», возглавляемого
протоиереем Сергием Романовым.
В 1992 году в монастырских домах причта начала свою жизнь
Свято-Владимирская православная гимназия.
В конце 1991 года в часовне Св. Иоанна Предтечи поселилась первая
насельница — Екатерина Ростковская.
Почти сразу же часовня была отремонтирована и открыта.
29 мая 1992 года первые сестры перешли в корпус.
А к 1995 году в монастыре сложилась небольшая община из десяти сестер.
С 1990­х годов общине был возвращен домовой храм преподобной
Елисаветы Чудотворицы при бывших больничных кельях.
В монастырском соборе находилось хранилище Центрального государственного архива Московской области (ЦГАМО; ранее Губархив). Оба дома причта занимала швейная фабрика имени Советской Армии, а в бывшем Больничном (ныне Келейном) корпусе с домовым храмом преподобной Елисаветы Чудотворицы и часовне Св. Иоанна Предтечи находились районные службы теплосети Мосэнерго. Бывшая домовая Елизаветинская церковь была разделена на два этажа, в помещении храма был устроен душ для рабочих и туалет. В 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Иоанно­Предтеченская обитель была приписана к храму святого князя Владимира, «что в Старых Садех», возглавляемого протоиереем Сергием Романовым. В 1992 году в монастырских домах причта начала свою жизнь Свято-Владимирская православная гимназия. В конце 1991 года в часовне Св. Иоанна Предтечи поселилась первая насельница — Екатерина Ростковская. Почти сразу же часовня была отремонтирована и открыта. 29 мая 1992 года первые сестры перешли в корпус. А к 1995 году в монастыре сложилась небольшая община из десяти сестер. С 1990­х годов общине был возвращен домовой храм преподобной Елисаветы Чудотворицы при бывших больничных кельях.
Началось восстановление интерьеров под руководством архитектора­реставратора Лидии Алексеевны Шитовой. Малое освящение и первое богослужение в Елисаветинской церкви состоялось 28 апреля 1995 года в пятницу Светлой седмицы. 11 августа 2000 года по решению Синода, состоявшегося в канун прославления Собора новомучеников и исповедников Российских, был вновь открыт Иоанно-Предтеченский женский монастырь.
вид из ворот монастыря на Храм Святого Равноапостольного Князя Владимира в Старых Садах, что располагается аккурат напротив
вид из ворот монастыря на Храм Святого Равноапостольного Князя Владимира в Старых Садах, что располагается аккурат напротив
купола являются  идеальной путеводной звездой по дороге к монастырю. Храм Святого Равноапостольного Князя Владимира в Старых Садах
купола являются идеальной путеводной звездой по дороге к монастырю. Храм Святого Равноапостольного Князя Владимира в Старых Садах
вид одной из  башен монастыря на Ивановской горке и соседнего Храма Святого Равноапостольного Князя Владимира
вид одной из башен монастыря на Ивановской горке и соседнего Храма Святого Равноапостольного Князя Владимира
вид купола главного храма с Малого Ивановского переулка

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому